20:36 ИЛЬЯ ТЮРИН (1980-1999) Москва |
Родился 27 июля 1980 года в Москве (район Сокольники), в семье журналистов. Учился в школе 1282 (англ.), затем в лицее при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). С раннего детства сочинял стихи, но основной цикл, вошедший затем в сборник, был написан в 1995-1997 годы. В эти же годы Илья Тюрин создал рок-группу «Пожарный Кран», был ее бас-гитаристом и автором большинства песен. После окончания лицея Илья, решив стать врачом, год работал в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, а в 1998 году поступил на педиатрический факультет Российского государственного медицинского университета (РГМУ) и продолжал писать песни, эссе и статьи, многие из которых публиковались в центральной прессе. 24 августа 1999 года Илья Тюрин погиб, утонув в Москва-реке. 2000, май - в издательстве «Художественная литература» вышла книга Ильи Тюрина «ПИСЬМО» (стихи, песни, статьи, эссе). Поэт Марина Кудимова назвала ее «главным событием миллениума». 2000, сентябрь - учреждены Фонд памяти Ильи Тюрина и Премия памяти Ильи Тюрина в области литературы (стихи, проза, эссе) - «ИЛЬЯ-ПРЕМИЯ». В жюри конкурса в разные годы входили известные российские поэты, писатели, критики: Марина Кудимова, Юрий Кублановский, Валентин Курбатов, Юрий Беликов, Ефим Бершин, Владимир Монахов, Анатолий Кобенков, Галина Щекина и другие. По итогам конкурса в книжной серии «Илья-премия» выходят книги победителей. Начиная с 2002 года, издается ежегодный литературный альманах «Илья», основу которого составляют как работы финалистов «Илья-премии», так и произведения известных поэтов, прозаиков и эссеистов. В 2003 году в издательстве ОГИ вышла вторая книга Ильи Тюрина "ПОГРУЖЕНИЕ" (стихи, драматические сцены "Шекспир", записные книжки), которую предваряет эссе Марины Кудимовой "Столько большой воды. Аквапоэтика: Иосиф Бродский, Александр Пушкин, Илья Тюрин". С 2004 года в конце лета проходит ежегодный фестиваль поэзии памяти Ильи Тюрина «Август» - в Москве и Пушкинских Горах. С 2011 года – ежегодные литературные чтения «Илья-премии». ОСТАНОВКА Как кружатся кварталы на Солянке, Играя с небом в ножики церквей, Так я пройду по видной миру планке - Не двигаясь, не расставаясь с ней. Дома летят, не делая ни шагу, Попутчиком на согнутой спине. И бег земли, куда я после лягу, Не в силах гибель приближать ко мне. Танцует глаз, перемещая камни, Но голос Бога в том, что юркий глаз - Не собственное тела колебанье, А знак слеженья тех, кто видит нас. Среди толпы Бог в самой тусклой маске, Чтоб фору дать усилиям чужим: Чей взор богаче на святые пляски? Кто больше всех для взора недвижим? ЧЕРНАЯ ЛЕСТНИЦА Конец весны в предместии больниц. Людей как не было, две-три машины И голоса таких незримых птиц, Как будто купы бесом одержимы. Нельзя запоминать вас наизусть, Кварталы детства. Дом для пешехода Уже постольку означает грусть, Поскольку в нем тот знает оба входа: Парадный первый, видный исподволь, Как будто жизнь его внутриутробна, - Но вещь сама перерастает в боль, Когда второй предвидеть мы способны. Исчерпывая кладку стен собой И завершая дверцею жилище - Он боком входит в память, как слепой, Который трость потерянную ищет. * * * В великую грозу - и я при деле: Ее бессилье мне передалось И те движенья пробуждает в теле, Что кажется - у нас одна с ней ось. Почуяв странное своей природе, С набегу оземь бросилась вода - И уголок пера в чумной погоде Клюет основу так, как никогда. Но спешка здесь не гений обнажает - Я профессионально ей грешу: Рука едва за ливнем поспевает, И я, боюсь, на память рай пишу.
ПОСВЯЩАЕТСЯ БАЙРОНУ Лондон дышит. И в дыханье этом
СТАРИННАЯ ЖИВОПИСЬ Предместье Тициана. Мешковина С картофелем из высохших долин, Или себя почувствовать чужим.
* * * Подобно нищим на заглохшем пире, Не только то, что ей оставил гений?
* * *
Я чувствую, как много впереди Ни звуком не оправданного гула —
* * * Случайный том, как разбирают печку, Моя рука достала из других, И медного заглавия насечку Лучом не тронул будущий мой стих. Чугунные не встрепенулись кони, И перед Богом не раздалась мгла. Но пыль запомнила толчок ладони, И в мозг минутной тяжестью легла. Я всё забыл. Но, отразившись в речи, Тот мелкий жест определил другой. Мы лепим из секунд стихи и печи, Чтоб было, где им шарить кочергой. * * * Кто создал вас - леса, поэты, кони? Я здесь один - взываю к вам и жду: Черкните имя этого Джорджоне, Кто так решил минутную нужду. Сухая кость, высокое паренье И легкий гнев: труд меньше, чем на час. Ему было плевать на озаренье, И бег его преобразился в вас. СТАНСЫ НА ПОСТРИЖЕНИЕ Вышел разумным животным, а возвращаюсь бюстом - Снова я мертв, снова меня изваяли. Я идеален, чтобы геройски бросаться на бруствер Иль озарять профилем скользкое тело медали. Я извлечен метким пинцетом погоды из дымного круга, Вновь удостоен шагов, улиц, высокого слога: Нынче я - зримая запись последнего звука, Что издает шестиногая жизнь под пятой гарнизонного бога.
ПИСЬМО Оставьте всё. Оставьте всё, что есть:
ОСЕНЬ Я не
думал дожить до тебя — так и стало, не дожил.
* * * Мой черный стол диктует мне союз Для этих груд, хоть в зеркале двойник, Идут ко мне, опережая их. Исчезнуть: не умею, не смогу, КАЛЕКА Урод сидит напротив, и сложенье Тяжелой головы, как метеор, Притянет глаз и высветит для зренья Невидимое в мире до сих пор. Щадя его, взор не преступит кромки. Но мы не в силах так жалеть сердца, Как это могут хрупкие обломки Уроненного с высоты лица. Он на закорках рослого несчастья Встречает любопытство площадей. Его беда - приближенная к страсти, И не черты отталкивают в ней, А только сила, сжатая ударом, Предметы движет от греха во тьму. Поэтому мы не узнаем даром Того, что ведомо за нас ему. * * * Е. С. Стих клубится над чашками в доме, И когда я распластан на льду - Он меня подзывает ладонью, На которой я просо найду. Если слух твой не знал изобилья - Наблюдай через доски сама, Как петушьи короткие крылья Над привычкой парят без ума. Нас Творец не учил диалогу, Презирая двойное вранье. Мы же видим из окон дорогу: Дай нам Бог что-то знать про нее. * * * Прежде чем его сны заклюют, Горемыка снял с тела печаль И повесил на плечики тут, Чтобы я ее к телу прижал. Нас не боль забирает в тиски, А примерки портновская нить, Но сукно стопроцентной тоски Щегольство не дает нам сменить. Где ты, Божие веретено? Что угодно мы станем беречь - Только бед дорогое сукно Не истлеет на тысяче плеч. Потому что дано за него Слишком многое первой рукой, И незрячее наше родство В том, что платим мы долг круговой. Я стою на крыльце темноты, И от ясности время дрожит. Я не знаю, что думаешь ты, Наш портной, наш примерщик и жид. Это ты подобрал мне мой путь. Благодарность не так велика, Но от платья свой клок отщипнуть Не поднимется эта рука. И до рубища не оботру Благородных обид рукава Ни в тиши, ни на гнущем ветру - Пусть их тяжести сносят слова. Знаю, что принужден испытать Все до дна отдающий поклон, Но хочу, приодевшись, узнать, Чем еще я с плеча подарен.
ВДОХНОВЕНИЕ Когда над миром, пущенным под гору, Я возвышаюсь и гляжу с высот - Я вижу новый мир, и он мне впору, Как время - ходу комнатных часов.
Когда и эту область я миную, И вон спешу, от наблюденья скрыт, - Я чувствую, что знаю жизнь иную, Чей торс трудом старательным изрыт.
Я слышу, как работают лопаты И льется мат пришедших до меня И после: я бывал и здесь когда-то, Здесь пьют, мои куплеты помяня.
Я жду угла, где их не слышен голос - И мой от них настолько вдалеке, Что стих уже свою не чует скорость, И в чистый лист вступает налегке.
ФИНАЛ Семнадцать лет, как черная пластинка, Я пред толпой кружился и звучал, Но, вышедши живым из поединка, Давно стихами рук не отягчал. Мне дороги они как поле боя. Теперь другие дни: в моем бору Я за простой топор отдам любое Из слов, что неподвластны топору. Подняв десницу, я готов сейчас же Отречься от гусиного пера. И больше не марать бумагу в саже, Которая была ко мне добра. Я здесь один: никто не может слышать, Как я скажу проклятому нутру, Что выберу ему среди излишеств Покрасочней застольную игру. * * * В дурном углу, под лампой золотой Я чту слепое дело санитара, И легкий бег арбы моей пустой Везде встречает плачем стеклотара. Живая даль, грядущее мое - Приблизилось: дворы, подвал, палата. Всеведенье и нижнее белье Взамен души глядят из-под халата. Тут всюду свет; и я уже вперед Гляжу зрачком литровой горловины; И лишний звук смывает в толщу вод, Пока строка дойдет до половины. Я счастлив, что нащупал дно ногой, Где твердо им, где все они сохранны. Я возвращусь, гоним судьбой другой, - Как пузырек под моечные краны. РОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯНИНА Рождается один из тех, кто позже Согнет главу под рост дверной щели, Чьи руки как влитые примут вожжи, А голос, подчинившись, станет проще, Чем пенье трав, жужжание пчелы. Он будет знать без слов и выражений Значенье каждой части бытия, Усиленной десятком отражений В воде и небе, в стеклышках жилья. И слово "Русь", услышанное где-то, Не выделится для него среди Шуршанья поджигаемой газеты, Нытья машин, увязнувших в грязи, Раскатов приближающейся бури, Нелепых и беспечных матюгов, Дорожной пыли и манящей дури Цветов и злаков с голубых лугов. * * * Не вставай: я пришел со стихами, Это только для слуха и рук. Не мелодия гибнет, стихая - Гибнем мы. Да пластиночный круг. Потому что - поймешь ли? - у смерти Нет вопроса "Куда попаду?", Нет Земли: только Бог или черти, Только Рай или Ад. Мы в Аду. То есть гибель - не администратор И не распределяет ключи: Все мертвы. Она лишь регулятор Этой громкости. Хочешь - включи. Поразительно, как мы охотно Поворачиваем рычаги! Между ними - и этот. Погода Ухудшается. Снег. Помоги.
|
|
Всего комментариев: 0 | |