03:12 МАНУК ЖАЖОЯН (1963-1997) Ленинакан - Москва - Париж - Санкт-Петербург |
Родился в г. Ленинакан (ныне Гюмри) Армянской ССР. Учился в
Ростовском ун-те, окончил отделение худ. перевода Литинститута (1990).
Преподавал в школе, в Христианском гуманитарном лицее. С 1992 жил во Франции,
был литературным обозревателем газеты "Русская мысль". Автор кн.
стихов: Селект. Париж, "Industria", 1997. Печатал стихи в газ.
"РМ", "Час пик", в ж-лах "Новая Юность" (№ 17.
1996), "Стетоскоп", № 17, 1997. Сотрудничал как критик и эссеист с
еженедельником "РМ". Посмертно издана кн.: Случай Орфея. Стихи, эссе,
рецензии, дневники. СПб, изд. ж-ла "Звезда", 2000 Автор
многочисленных критических и публицистических статей, эссе, а также переводов
из армянской поэзии. Книга стихов «Селект». Был сбит машиной в Петербурге, куда
вынужден был выехать для продления французской визы.
ПРОЩАНИЕ С РОССИЕЙ Моим дочерям Не осталось во мне ни следа от тропической неги. Забываю, как солнце душисто и камень горяч. Ничего, кроме темного льда и соленого снега, Из которого дочь моя лепит – кулич иль калач? Мне любая разлука, любая разлука посильна (Оттого, что надеюсь на более пестрые сны) Даже с братом родным, даже с именем колким Россия, Даже с тем, что в цене, даже с тем, чему нету цены. Что там ни говори, а гнездовье всегда есть гнездовье, На своей ли земле, на чужой ли – не все ли равно? Но, покрытая телом твоим и политая кровью, Возвратится к тебе через годы как хлеб и вино. Ах, я знаю тебя, я, почти что на треть обрусевший, Да, я вижу тебя, удалая империя зла, Ты, пекарня и бойня, где кровь не бывает несвежей, От ножа отвела и от черного глада спасла. Нач. 90-х Моей матери * * * Как заика, пытаюсь сказать неказистое слово. Это осень – виновница бед, приводящих к зиме. Что-то с миром случилось. Чудной, виноватый, беззлобный, И боится, как грешный малыш, коридоров во тьме. Все чего-то стыдится, лукаво добреет, как будто Нашалил и разбил, и осколки пугливо собрал, Все мучительней ждет, все, взрослея, считает минуты, Ибо знает – простят, нужно только умело соврать. Что за вязкая чушь, отчеканенной речи подсудна, Что язык заплетается в сетях и нитях волос? Не о том я писал, но в душе безотчетно, подспудно Это чувство сиротства в мальчишке и мире слилось. Так под осень всегда. Словно все разошлись или поздно Возвращаются в дом, где невидимый кто-то забыт. Так под осень всегда проливаются строки и слезы. Так под осень всегда, мой угрюмец. Не помни обид. ноябрь 1985 г. * * * Не молчи. Окруженье мое как один молчуны. Я дождаться не смог ни единого звука в ответ. Отзвонили звонки. Отсвистели свое свистуны. Отшумели шумы. Отвертелся сентябрьский ветр. Не молчи. Будто пойман врасплох провинившийся свет, Попритих, в оправданье свое ничего не найдя. Будто умысел чей или Господом данный завет Эту тишь породил, эту радугу после дождя. Не молчи. Это сладкая вещь – предаваться словам. Не молчи, говори, говори, нарушая запрет. Не молчи. Я согласен со всем, ты как прежде права. Не молчи. Я полжизни искал этих райских бесед. 1987 БАБУШКА Ты спряталась в пшенице. Я один Средь скал отвесных и седых вершин. Ну а точней, холмов в 120 м, Тень от которых обращалась в темь. Ты спряталась. Мне было восемь лет. Тьма в пять минут преображалась в свет, Что лился профилактикой от гриппа Вниз, на поселок городского типа. Твоей то было, бабушка, игрой С моим испугом и моей горой, С моею поздней и картавой речью, - Где все ж неведом киркегардов страх, И где берут и носят на руках, И льют мацун на выженные плечи. Все это были горние дары Родства по крови противу жары И заговором старческим от хлада. Когда тряслась ты в энных лет пальто В декабрьском замороженном авто, Пред тем, как город затрясет как надо. Не потому я плачу, что трясло Наш городок по первое число, Ну а точнее, под число седьмое. А оттого, что трещина легла Меж тем, где детство, и меж тем, где мгла, Меж тем, где я один – и мы с тобою. 29 дек – 14 февр 97 ЯЗЫК Не искушай чужих наречий, но постарайся их забыть. Ман дельштам Вначале труднейшие звуки Даются легко, но затем Твои опускаются руки, И ты остаешься ни с чем. Уходишь с пустыми руками, Набивши немотою рот. Постылая музыка камня Фальшивые ноты берет. Пустяк. Ведь не всяким же словом, Их уст исходящим, я жив, Но хлебом единым и новым Вином из гамейской лозы. Ты встанешь на крик петушиный, На клекот на галльский, на рык Гортанный – на рынок блошиный, На птичий, мой птичий язык! Я нем, оттого что не знаю, На чьем языке говорю, И чье исповедую знамя, На чьем пепелище горю. Но если все дело в гортани, Что ж, празднуй победу, Париж. Молчу, шепелявый, картавый, И ты, златоустый, молчишь. авг. 95 МОСТ МИРАБО Сена словно уже не течет под мостом Мирабо. Был я здесь болен. Теперь ничего. Мир и любовь. Та любовь прошла, утекла из-под моста. Из-под руки, из-под пера, из-под листа. Четверо статуй живут под мостом, под мостом Мирабо. Пьяные взелень. Пьют «Алкоголь» наперебой. А Сена словно уже не течет, словно стоит, Словно ошибся тогда на мосту тучный пиит. Или, скорее, тайна реки мне невдомек: Сена течет только для тех, кто одинок. авг. 95 Из цикла «НА СМЕРТЬ ИОСИФА БРОДСКОГО» Он лежал без движенья, у двери, ничком и в очках. Друзья говорят, не ложился, мол, ночью работал. С лицом не Орфея, а больше еврея-врача Он лежал, о движенье нимало уже не заботясь. Не Орфей двуязыкий, не Нобель, а больше Эней, Сердцеед-основатель, а если точнее, Вергилий, Гид по мертвому царству, по дольнему царству теней, Тех, что в зимнем Стокгольме его, говорят, окружили. Хорощо египтянам, у них все идешь и идешь, И у жизни и смерти у них ни конца, ни предела. Все, что нужно для жизни и смерти, с собою берешь, - Нессесер, словари и перо, чтобы темень редела. 31 янв. – 2 февр. 96 * * *Тоска и скука на улице
Денуэтт.
|
|
Всего комментариев: 0 | |