Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Январь » 2 » ОЛЕГ ЗОЛОТОВ (1963-2006) Рига
03:33
ОЛЕГ ЗОЛОТОВ (1963-2006) Рига
Родился в Риге. Печатался в рижских журналах и альманахах «Родник», «Даугава», «Орбита» и др., «Антологии русского верлибра», альманахе «Улов». Первая книга («18 октября». Рига: Pop-front, 2006) вышла за месяц до смерти автора.

ОСЕННИЕ СКРИПКИ
…о скелетик сюжета, гардина несвежего кофе -
из колетов не лучший - во тьме, где блестящие кольца
белых платьев в испуге, чешуйчатых воротничков -
все любовью пятнается,
душеньки рвутся, цепляясь
из цветочных аквариумов с канделябрами теплого дна.
ах, в предчувствии марта
я стану ронять марципаны
моей электрической рыбке Гимнарх
словно голову - в волосы, словно у туберкулеза
нет заботы иной - только женщине в волосы бить
красных бабочек пятна, зеленые ленты алоэ,
вкус и запах дождя, кодеина, надежды, судьбы -
что Господь не оставит едой и питьем и одеждой,
и жуков, и букашек, и палочки-листья снесет
к остывающей лампе, жестяной коробке из детства,
где стекляшки и бисер,
где все мандаринами, все…


К ВИОЛОНЧЕЛИ
ах, как же нам теперь - Бог весть
- о нет, малыш,
печально и легко: ведь в танце лепрозерки
пластаются снега на прошлогодних листьях,
и сладкой тишины
в оранжерейной зелени
свиваются шаги - все медленные, как
панбархат ли, муслин несчастной Айседоры,
и столь привычна дрожь на шее
пиччикато,
напавший со спины !
любовь комками в горло
так к сердцу холодна - как наготове губ
муслиновых печаль,
как в камере побелка:
у инеевых стен бессмысленность в судьбе…
… и первой - скрипке все ж,
захлебываясь, стать
в измятых кружевах поэзией левкоев,
а здесь - все об одном: вольно ж Вам руки класть
на кринолины в пятнах канифоли,
поэзия моя,
мой нарыск в грязный наст!
как в листьях хорошо, как прятать в невесомых -
то в кучи соберут, то ветер разнесет…
не так ли и душе - когда срывают с нар,
и окна - настежь в лед,
и щупают изнанки
ни хлеба не найдя, ни слоников с комода -
не так ли и душе, свернувшейся в комочек
на сквозняке,
пред балом - ленты вить?
… все, глупый зверь наврал. За пригоршню монет
у душеньки самой и ветры, и приливы,
и капли на снегу - так метит сыпь перины,
все чаще и темней,
за кругом круг темней.
ах, как же нам теперь? пастелью за постель
одарена, лежит виолончель в инфаркте,
подагрик-дирижер! ну что же вишней харкать,
и девушек пускать, напутавши, в метель?
уславливались, что
снег - холоден, наст - жгуч,
кровь дымная легка,
мой пес, мой тяжкий ворон!
но трудно соблюдать,
но трудно дымным горлом
не подхватить за леденящим воем,
за карканьем:
так трудно соблюдать!

***
мой сладкий мой небесный папа я чем-то виноват
как родилась во мне
печаль отпрыгнувшей гиены глухих составов дрожь на
снегопад бессонницей бредовым ли биеньем
в саду саксона, лизанного всласть
мне в рот глядеть больничной ночи власть
вороньей ветки тяжелее к родам
заглядывать как в роль как в чашку с бромом
в заботе о прикручиваньи ламп
и боже мой и перепутав роли:
колониальным спившимся зверком при нежности
безногого сержанта?
как у перин застыть и как прижаться
и как - дрожать?
мой сладкий мой небесный что же с ней
с игрой тоски зачтен ли будет нолик от черных губ
затем ли выпал снег,
что ночь в карнизе оставляет ногти,
и не добресть к огню из этой ночи
и скоро смерть.

НА ОБОЯХ
в дождь, в болезнь, в беззвучности и в вымок-
шей, как плакать, перелистывая, пере-
шептывая старость - жизни, где от первых
ливней до последнего, на выбор -
ожидание, и всех метафор
скученность, и невозможность вариантов
в дождь, в болезнь и в церемониально-
сти и скудности событий и деталей;
связь и невозможность спазм и спален,
сквозняков и спазм, и по диагонали
ливнем рваных листьев, ливнем начисто
веток обрываемых, как пальцев;
ливня и дождем простертых кладбищ
дивной нежности пред их соитием -
невозможность тем уже, что ими
полнилось, что - повторяемость, от края
и до края, от ограды и до липких,
вяжущих, и тех,как приступ малярии,
в тяжесть и прозрачность глицерина
вписанных, как в невозможность - ливней;
тем - и это главное - что пере-
плет от переплета окон в вязкой глине
облаков; шпалеру от шпалеры
отделяют красные павлины

ПЕРЕВОД НАСЛЕДСТВА
 продаю (зачеркнуто)
отдаю домъ за нагишомъ
две полслезиночки от Феди
скуластенький лафитник страсти
Голанскую Святую Матерь
а пуще мыши боронитесь
так в схламе в уголку
старушка выводила
буквы


О. МАНДЕЛЬШТАМУ
…но я привязан к такому -
по улицам, словно шлейф твой,
носить туманы над рельсами,
но я привязан, о нежность,
теряя на переездах,
плакать в елошные витрины,
а также, о нежность, а также
в печь вместе с закатом и снегом
последние класть поленья,
последние этой зимою.
и слушать, о нежность, и слушать,
как падает сажа в трубах,
и думать - таким же звуком
ровняют в манеже опилки
за булькающим шариком сердца,
и думать, о нежность, и думать,
и думать о камнях Сорбонны,
о нюрнбергских черных факелах,
и о кострах колымских,
и помнить: последняя нежность -
разъятый на шарики ртути
блестящий и трепетный разум
в холодной ладони простыни,
и незачем жить, выходит.
но я так привязан, о нежность!

***
что за бес в полукружиях окон закатом тиснен -
опершись головой о метель, с чешуей в кулаке,
опершись, как о барскую шубу в передней - лакей,
это Моцарт пирует хамсой,
это все называется снег,
это рыбьих головок с небес кутерьма и печаль,
это жгут православные ворвань в золотых витражах,
и не будет метелью распят пианист с этажа,
но метелию сбудется, как пианист обещал:
в ароматной картонной коробке
апельсиновых шкурок очаг,
и кальмары плетут свои страсти на южной стене,
и когда-то еще догорит ледяная свеча,
и хамсы еще полный карман, и за окнами снег.

РОЖДЕСТВО
в саду поземка белых хал и саек,
затеяны бирюльки декабрем,
снег рушится, и кажется пиленым,
фигуры бьются в тонкие филенки,
как если бы кричал разносчик «сахар»
как дети бы кричали «люминал,
и нам, и нам…»
случайную облатку
просыпавши на нянюшкино платье,
на вату в хвое - нафталином в вате
рот шепчет снегу, свету «люминал»
и зябко над вечернею землей
снежинки трут надкрыльями о ноги,
и ребрами декабрь разлинован…
тосклив дуэт болезни и больного!
мне кажется один из нас умрет
изящной смертью - от удушья светом
как если бы зеленой краской
солнце
нарисовать на черепице крыши,
и выставить, не дав просохнуть,
как взять с постели - с крестиком, в кальсонах -
в холодный сад, где заморозки вишен.
и мнится - эти трое не дойдут:
я как слепнями, высосан любовью
вкруг глаз, в паху, у губ…
Великий Боже,
ведь правда - эти трое не дойдут?!
Что и висеть, что и плутать, вминая
колени в снег, в обход огней и кладбищ,
нащупывая в изморози складок
подарки милосерднейшей из складчин -
перо, кусочек сыру, люминал…
И, спутывая шепот на бегу.
уже Елена, и Елены губка,
и воды Лены тянут в море сгусток
бескровных тел, и шепчут на бегу:
что и висеть, что и плутать в снегу…

***
осенние скрипки и зимние скрипки Шекспира!
мне б на ночь - стакан молока да глоток Элюара,
что ж у подбородка лелеять колючие грифы
до окоченения,
в черные эфы смыкая
улыбки во сне - из сладчайшего рода улыбок,
улыбки старухам непуганым, пьющим из лужи:
«что, бабушки, жарко?»…
а так - не ободрить болезных,
а тем не ответить - легко, в два приема, поднявшись:
«так жарко, родимый, такая-то выдалась осень…»
ах, глупые страхи европиного подбородка!
ах, ивы приличий, зеленые ноги поэзий,
осенние скрипки и зимние скрипки Шекспира!
столь долго качаться в нелепых пиитовых шеях,
каким бы - глоток молока да глоток Элюара.

***
такие пуанты и пальцы у ваших стихов
мой грустный ребенок фарфоровая балерина
реабилитация знаков грамматики, их переливы
ах восклицательный крылья (крылами) такое
откуда такое вопрошая склоняясь уже ль
возможно теперь в полутьме до портала
едва не касаясь едва средоточие жеста
препроверяя на сухость и легкость гортани
не сделав движенья но будто и сделав уже ль
возможно (плечами? ключицами?) в воздух как в терцию
запаздывать падая зная что это движение
еще не проверено в немилосердном партере
себе и взыскующим: сцена не света но прежь
не сцены но прелестей комнаты для репетиций
взыскует как грамоты ибо прерывиста птицами
ее бесконечность бывает и в этом вся прелесть
себе и взыскующим: ямы оркестров и бездн
лучше на белом фоне - бумага клавиши или вуали
быстрые и ты объясни им как это бывает
что такт что в конце неизбежно
согнуться и в прорубь прожектора в точку
(им сверху отчетливо словно Его реснички упавшей отсвет)
но это как в прорубь снизу
заглядывать в божественном перегорая восторге

***
май капельница все в меду
когда б я мог любимая когда бы
менять слова на запахи когда бы
май капельница все в бреду
расплывчато
и окон не отвесть
в вишневый рай от воспаленных в рае
вишневых ставень за стеклом и рамой -
все пристальностью движимо как если б
не паралич в перестановке от
стены к окну дивана и банкетки
придвинутой уже вплотную кем-то
из персонала
если бы не воск
за жалюзи натекших сквозняков
и тающий как если б день - не вкладыш
в уста припадка но и переход
за дивное полуусильем клавиш
движенье глаз от яблока к окну
и дале от нагретых цифр и складок
за прорезь циферблата как в минут
томительность как в обмороке в классах
в их римский строй за недостатком двух
в смятение и шарканье сандалий
когда б менять на запахи и даты
слова май капельница все в меду

***
страхи темной реки, и туманов, и ланд,
о помедлите у золотых изголовий!
жизни не было… льется и тянет коллодий
музыки у керосиновых ламп.
о утештесь молочными стеклами ламп
от дождя, облепившего дом и качели,
жизни не было… но не поспеть отреченью
от дождя и от скрипа веревок качельных,
и души, и ее зачарованных ланд…
нам у музыки - смерти б учиться, а мы - все качелям,
мы - душе, и ложбинке в ее золотую никчемность,
этой связи окна и дрозда в воспалении гланд,
где за тысячу верст по зрачку его и придыханью
жизнь лилась, как в затылки царей - золотым опахалом,
как из шума лесов - в мотыльки керосиновых ламп.
жизни не было - это мясник все никак не закончит картинок в альбом,
только - мясо, душа, свежекрашенной яхте в кильватер,
как на палубу строчки, бросает горстями любовь,
только ланды мерещатся в вантах, и так оживают.

***
на плоской ещё земле, в леопардовой шкуре листьев,
легко, дожидаясь охоты шептать:
ну что, клочок бумаги скомканной, что, птица,
звенящая в терновнике; что, самурай пернатый, столь виолончельны
твои уста, слабея – так виолончельны; что древо раздвижных твоих дверей,
разбухшее вчера от снегопада – заходит ли в пазы на сквозняках;
шептать:
о некто, прижавшийся ко мне, бормочуший; я зябну; шептать:
не здесь, о благодарный, бормочущий, сие неудовольство
и есть тоска (Спиноза) я путаюсь; потом все будет
принадлежать тебе когда лишенный речи – бархата во что
когда-то заворачивались вещи «удлиненные тени деревьев и облаков»
«преддверье леса» «леопардовая шкура листьев»
«есть некая скрипка в волшебной флейте» я путаюсь; всё будет
принадлежать тебе: труп заклинателя осадков и пресмыкающихся
и его ожерелье из высохших плодов рябины и все ожерелья и слава
не то участника одной их воин пунических не то родства
с одним версификатором я путаюсь; и валуны
расколотые надвое морозом в владеньях иннуитских – как теперь
принадлежит тебе мой бархат, мой язык,
запутавшиеся в сложноподчинённых
пред бредом гона
все теперь – потом

***
небытия желаю, мистификации небытия хотя бы; сроки
безразличны; блистательных кошмаров – сдвоенных, строенных,
где лишь птицы слоили бы тишину, пугаясь дыма или
предмета на темной воде; где лишь птицы слоили бы
дымные пласты тишины со звуком удара воздуха о дымовые трубы,
где лишь птицы, повторяющиеся, длящиеся. Трудно
лишь кровищу смывать с одежды, только бессонницы водорослей
быть свидетелем у таких берегов, где История еще не начиналась, а всего
уже предостаточно: шарик дракула бордусан – ряд бессвязный, но столь же бессвязны любые
ряды. Только рефрены, рефрены логичны в основе, как птицы, как быстрые
птицы. Все всех забыли – сколь трогателен во склерозе Создатель, сколь нежен!
как Тынянов местами. Путаясь от перины к перине в блеске трижды нежнейше
вложенных друг в друга кошмаров – сколь нежен! В жесте крохотной балерины,
брызнувшей с комода при попытке зажечь лампу или хотя бы приблизиться
(все рассыпается!) Если это полиэтилен выпрямляется в мусорном ящике
(if!) – не оборачивайся, не оборачивайся в холодном доме, в звенящем,
как зимние тамбуры на бегу – тишиною, изболевшаяся в своем уголку душа, не мучься.
нет вещи, которая не могла бы твоего Спасения стоить, ибо ты ничему
не кратна. (Встать и с такого песка и брести и очнувшись под взглядами всех балерин
встать и очнуться: под взглядами всех балерин
встать и т.д.


Просмотров: 968 | Добавил: Поэты | Теги: Золотов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: